Транспортировку кроликов, предназначенных для племенных целей, необходимо осуществлять так, чтобы они прибыли к месту назначения без потерь, здоровыми и хорошо сохранившими упитанность. Перевозят кроликов по железнодорожным и водным путям, автомашинами и редко - самолетами. На животных во всех случаях выдаются ветеринарное свидетельство и спецификация с указанием их породы, пола, ушного номера, живого веса и возраста. По железной дороге кроликов транспортируют в вагонах, предварительно отремонтированных, чистых, обработанных на дезинфекционно-промывочной станции. Клетки для перевозки кроликов делают восьмиместными, длиной 220 см, шириной 50, высотой 30 см. По длине клетки разгораживают на 8 равных отделений. Передняя стенка клетки одновременно служит дверцей и состоит из деревянных реек, прибитых с промежутками в 3 см. Для удобства обслуживания дверку делают из двух половинок - одну на четыре отделения. В вагоне обычно размещают 8 рядов клеток в 4-5 этажей (за исключением первого ряда, где их устанавливают в два этажа и используют как стол для подготовки кормов). Первый и последний ряды клеток придвигают вплотную к поперечным стенкам вагона дверцами внутрь. Остальные клетки располагают сдвоенными рядами с расстоянием между ними не менее 6О см. Ряды крепят вертикально поставленными досками, прибитыми к потолку и полу вагона. Верх каждого ряда клеток покрывают толью. Во время движения вентиляция вагона должна осуществляться только через двери и окна вагона с одной подветренной по ходу поезда стороны. Одновременно открывать все двери и окна можно только на стоянках в очень жаркую безветренную погоду. В холодное время окна закрывают, а вагон вентилируется только через дверь. Можно перевозить кроликов и на автомашинах. В этом случае количество клеток с кроликами определяется грузоподъемностью машины и размером ее кузова. На короткие расстояния животных можно перевозить без клеток, небольшими группами (не более 10-15 голов). Кузов машины для этого разгораживают на несколько отделений. В жаркую погоду кроликов лучше транспортировать ночью и рано утром. Машину следует накрыть какойлибо сеткой (в непогоду брезентом), чтобы животные не могли выпрыгивать из кузова. На время пути животных обеспечивают хорошим сеном и концентратами (по 100 г на голову в сутки); дополнительно к этому создается пятидневный гарантийный запас кормов (во время длительного пути). Порядок и время кормления в пути по возможности должны быть теми же, что и в хозяйстве, из которого взяты кролики. В жаркую погоду в поилках вода должна быть все время. Для обслуживания животных в железнодорожных вагонах необходимо иметь следующий инвентарь: кадку для воды, два ведра, кормушки глиняные на все поголовье, скребок для чистки клеток, метлу, замок, молоток, немного гвоздей, фонарь “летучая мышь”. При перевозке кроликов без транспортных ящиков в вагоне устраивается настил на высоте 1,25 м от пола из плотнофальцованных и пригнанных досок с легким наклоном в одну сторону. Настил делается по краям вагона. Середина оставляется свободной для прохода проводника. От прохода края вагона отделяются стен­ками высотой в 1 м. В каждое из образованных таким образом четырех отделений помещается по 50—60 кроликов. Самки и самцы размещаются отдельно. В каждое отделение подбираются более однородные по весу и величине животные. Не подлежат транспортировке кролики моложе четырехмесячного возраста, явно больные животные или подозреваемые на заболевание, сукрольные кроликоматки со второй декады (после 10 дней) беременности. Прибывших кроликов немедленно высаживают и помещают в заранее приготовленные клетки, подвергают поголовному осмотру и четырехнедельному карантироваиию. В этот период кормление прибывших кроликов должно по возможности производиться по тем же рационам или хотя бы теми же кормами, которые получали кролики до отправки. Обращаться с вновь прибывшими кроликами необходимо особенно заботливо, учитывая, что они сильно возбуждены и не привыкли к новым людям. Если в течение указанного времени среди привезенных кроликов не будет выявлено больных, то с разрешения ветеринарного врача их направляют в общее стадо хозяйства.